Пятница
26.04.2024
19:03
Категории раздела
Мои статьи [13]
Реклама

Прогноз погоды в городе Рязань

Интересные ссылки
  • Правительство
    Рязанской области
  • История, культура и традиции
    Рязанского края
  • Найти пропавших без вести в ВОВ
  • Нас посмотрели
    счетчик посещений

    Locations of visitors to this page

    Вход

    Семион Luxury Village

    Каталог статей

    Главная » Статьи » Мои статьи

    История села Семион(текст Натальи Шарубиловой, с. Семион).
    Введение.

    На высоком правом берегу реки Прони раскинулось старинное русское село Семион. Это село известно по всей Рязанщине: здесь родились и выросли два героя Советского Союза – А.Л. Зубкова и И.П. Гусев, заслуженный артист РСФСР М.В. Брылкин…
    Строгость прямых длинных улиц, кипень садов по весне, особенности истории этого село – вот его визитная карточка. История села Семиона достойна уважения, и в этом труде мы постараемся осветить 300-летнюю историю этого славного села.
     
    На территории же самого с. Семиона ранние следы пребывания славян относятся к середине ХIV в., об этом свидетельствуют находки золотоордынских дирхем времен хана Джанибека, Угулбека, Токтамыша и др.
    Судя по всему селище на месте будущего Семиона было что-то типа торговой факторией, т.е. местом торговли, о чем, кроме монет XIV века, свидетельствуют находки чашек весов, гирек и т.п. Таким образом, в период с V века и по XVII века с разной степенью интенсивности будущее село Семион Развивалось вместе с сопутствующими поселениями-деревеньками.
     
    Глава 1.
    «Первые поселения на территории с. Семион и его окрестностей»

    Присутствие и деятельность первых людей на данной территории относится к эпохе энеолита(медно-каменный век). Об этом свидетельствуют многочисленные находки, часть которых находится в коллекции Семионовской школы: каменный наконечник копья, каменный наконечник стрелы, топор балановского типа, другая часть находится в Кораблинском краеведческом музее.
    Начавшаяся примерно в середине 2 тысячелетия до нашей эры эпоха энеолита перешла в железный век, в данной местности относящейся по времени к середине 1 тысячелетия до нашей эры. Местные финно-угорские племена занимались пашенным земледелием по долинам рек, скотоводством, ремеслами, охотой и рыболовством.
    На территории села Семион зафиксировано мордовское(финно-угорское) городище – Красная Горка, подъемный археологический матриал с которого, в частности рогожно-сетчатая керамика, свидетельствуют о природе существования данного городища с V до IX вв.
    В ходе колонизации Поочья славяне-вятичи проникли и на территорию по течению реки Прони, где, вытеснив местное племя мордовы – эрзи на восток, за течение реки Рановы, сели на земли по реке Проне. Многие исследователи считают, что имели место и ассимиляционные процессы между финно-уграми(в данном случае с мордвой) и пришедшими сюда славянами-вятечами. Несомненно, старейшим археологическим памятником раннего заселения славянами территории Припронья является городище Толпинское, наверняка построенное на месте древне мордовского капища.

    Глава II. 
    «Первое официальное упоминание о селе Семион. Происхождени топонима «Семион».

    Свое название Семион получил в XVII веке, по крайней мере, первое упоминание о селе Симеон, как о селе, принадлежащему Симеоновскому мужскому монастырю, дается в жалованной грамоте от имени Михаила Федоровича, первого царя династии Романовых, в 1624 году.
    В жалованной грамоте Симеоновскому монастырю были даны все «вотчины и селища, со всякими угодьями, что издавна к этому монастырю тянуло», т.е.: здесь нет конкретных названий этих селищ, вотчин, а есть только название монастыря. Спустя 60 лет в жалаваной грамоте уже другого Романова Федора Алексеевича от 9 января 1682 года говорится о приписании Симеоновского монастыря к Ново-Иерусалимскому монастырю на реке Истра.
    По описи составленной в том же году подъячим Иваном Бахтеревым, в Симеоновском монастыре «церковь во имя Симеона Столпника древеня клецки значится построенного в 1679 году июля в день».
    В вотчинах Семионовского монастыря к концу 17 века состояли:
    Село Симеон, в котором было 44 двора, а людей в них 105 человек, селище Ермолаевское, деревня Корякина и деревня Юрина. Все крестьяне стали монастырскими, т.е. числились за монастырем, отрабатывали барщину на монастырской земле и платили оброк(налог) ему же. В эпоху петровских реформ, когда многие монастыри лишались своих богатств, а порой и статуса, закончил свою историю Симеоновский мужской монастырь-1724 году.
    В этом году оставшиеся 3 инока были переведены в Старочернеев монастырь.
    Так, в течении ста лет совего существования, мужской монастырь дал название одному из самых крупных селищ – Симеон.

    «Былина о возникновении села Семион, рассказанная Панфиловым Кузьмой 87 лет в 1968 году и дополненная Стрекаловой Анной 79 лет в 1970 году»

    Жил-был один купец одинокий. Плыл он однажды по реке и встретил старца в лохмотьях, гутарить зачал, совета спрошать, как с грехами жить. Молвил старче: «Не печалься, спать ложись, и во сне что привидится – наяву сотвори по любу месту тебе». Лег купец, спит – не спит, как наяву видение глаголющее: «Сотвори господу дом на земле» - с тем и проснулся. Много странствовал купец по земле и не как не находил подходящего места. Плыл как то по реке Проня, устал, подплыл к берегу, лег на траву отдыхать. Когда же утром он проснулся, то увидел, что кругом лежит равнина с мелколесьем, рядом бежит ручей, а далее – крутой высокий подъем, поросший лесом. Решил купец, что здесь надо монастырь ставить, да на равнине сад разбивать – вот где богу молиться. Поставили на пригорке монастырь и нарекли Симеон Столпник. Потянулся туда народ, стал селиться у монастыря, семь сел вокруг образовалось, которые потом объединились в одно и стало называться по имени монастыря – Симеон.
     

    Глава III.
    «Развитие села в период XIX в.»

    Если в вотчинах Симеоновского монастыря насчитывалось 44 двора при 105 душах, то к середине XIX века (по данным переписи 1887-1891 гг), населения уже насчитывалось 1168 человек, из них число душ, получивших надел по уставной грамоте или владельческой записи – 565, домохозяев – 277 мужчин, занимающихся отхожими промыслами – 218 человек. Надельной земли на душу приходилось 2,9 десятины (около 3,5 га), а число семей, владеющих собственной землей – 58. 42 семьи землю арендовали.
    Больше половины 51,3 % семей не имели лошадей, 32,9 % семей не имели коров. А 79 семей не имели ни коров, ни лошадей – фактическая каждая третья.
    Однако следует учитывать и то, что и в XVIII в. Очень многие симеоновцы в основном жили за счет отхожих промыслов, главным образом плотницкое дело. К подсобным промыслам следует отнести охоту и рыболовство – 30 % взрослых мужчин занимались этим при случае. При определении исторической правды, как жили симеоновцы, уже к концу XIX века характерен такой факт – из 277 домов лишь 2 двора топились «по-белому» - т.е. с трубой, а остальные «по-черному». 
     Вообще поражает в статданных от 1887 – 1891 гг малое количество пахотной и пастбищной земли на душу. Это количество значительно меньше, чем в окружающих селениях, что предопределило такое явление как отходничество. Симеоновские плотники в географии своей работы достигали станцию Сучань в Приморье, Кушка на юге, Рига – на северо-западе, уж не говоря о Москве и Санкт-Петербурге. Малоземелье, которое подвигло местное население на отхожие промыслы – еще одна характерная особенность истории с. Семион.
    Отходники, кстати, уходили после праздника Святой Екатерины, Екатерины – санницы, так зовут в народе этот праздник, когда были закончены все с/х работы, а возвращались, кому как повезет с контрактом, кто весной, кто к севу, а обычно уже глубокой осенью… Так что, вся тяжесть с/х работ ложилась на плечи стариков, женщин и подростков до 15 лет. Потому-то, после 15 уже брали в отход –«пробовали».
    Традиции отходничества сохранялись и в годы Советской власти: строили и на Украине, и в Средней Азии.


    Глава IV
    «Семион в XX веке».

    XX век Семион встретил в горе и печали – Семион отстраивался после страшного пожара 1899 года, когда выгорело почти все село – соломенные крыши, бревенчатые стены, теснота, скученность – все это способствовало этому пожару.
    Уездный староста Поликашин строго-настрого запретил старую хаотичную застройку села – село было отстроено по строгому линейному плану – оно образует три главные параллельные улицы – Набережная (Можары), Центральная, Садовая, которая исторически делится на несколько частей, и две перпендикулярно расположенные улицы – Нахаловка и Крючок (воспроизводятся старые названия улиц. Прим. Ред.). Ныне улица Садовая носит имя уроженки с. Семиона, Героя Советского Союза А.Л. Зубковой, Нахаловка носит название Пролетарской, другая часть ее – имя И.П. Гусева, еще одного выходца с. Семион, Героя Советского Союза. В 2005 году улица Центральная была переименована в ул. Стрекалова Г.М. Стрекалов – летчик-космонавт, дважды Герой Советского Союза, наш земляк. Улицы делились на «клетки», которые в свою очередь разделялись переулками – «прожогами». В «клетках» обычно было 7, максимум 10 домов, которые могли выгореть, поскольку опять вплотную стояли друг к другу.
     
    «События 1905-1907 г.г. в Семионе»

    В Воспоминаниях С.Г. Струмилина, будущего академика, Героя Соц. Труда, уроженца г. Рязани, есть такие строчки: «Сын рядового крестьянина-хлебороба, Максим Лаврентьевич Кастрикин усердной учебой добился посылки из Семиона (так у Струмилина) в Рязанскую учительскую семинарию, откуда, нахватавшись революционного духа, вернулся уже в роли народного учителя в родное село.
    Как просвещал своих односельчан Максим, я в точности не знаю. Но знаю, что 1905 году его село оказалось одним из наиболее активных, очагом революционного крестьянства».
    Осенью 1906 года новый пожар заполыхал в Семионе, горел кабак, который был на откупе у местного священника и дьячка.
    До этого собравшись на тайном сходе, крестьяне решили спалить кабак. Мы, не знаем какая была мотивация, то ли не совместимость священного сана и такой промысел, то ли от того, что священник слишком по высокой цене брал за аренду земли. Тайно выбрали исполнителя, и когда ветер дул в сторону от села, по сухой траве пустили пал, и деревянное строение кабака загорелось… Дознание ни к чему не привело, но для острастки арестовали в 1906 году несколько человек. Среди них был Алексей Шершаков, молодой человек, Семионовец, вернувшийся с отхода, до этого закончивший курс художественного и изобразительного искусства И.Е. Репина. Он приехал для того, чтобы отремонтировать дом своих родителей. Да и был арестован уездной полицией. Грешок за ним был – сочувствовал эсерам, пропаганду-агитацию проводил – и за это угодил в ссылку в Вологодскую губернию.
    «Образование Семионовского района. 1944 – 1956 г.г.»

    Постановлением Президиума Верховного совета РСФСР от 1 марта 1944 года был организован Семионовский район, один из пяти новых районов в составе Рязанской области. Так, благодаря неграмотно оформленной заявке-документации, было изменено название Симеон на Семион (ставлю под сомнение, т.к. на картах более раннего времени значится «Семiон». Прим. Ред.). До этого Симеон входил в Ряжский уезд Рязанской губернии. В 1929 г – в Рязанский округ, Кораблинского р-на, Московской области, в 1937 – в Кораблинский р-он, но Рязанской области, и вот теперь, с 1944 года, Семионовский р-он той же Рязанской области. Район дал свои плюсы и минусу.
    Естественно, повышение статуса села привело к повышению авторитета, заметно активизировало экономическую, культурную, социальную жизнь с. Семион. Школа, которая была открыта в 1880 году как трехлетняя земская, в период советской власти трансформировалась в 7-летнюю (ШКМ – школу колхозной молодежи) в 1934 году, а в годы, когда «пришел» район, стала средней – 1944 г. Но были и свои минусы: вплотную столкнувшись с властедержащими, семионовцы не смогли сдержать своего разочарования. Как вспоминала жительница села Анна Андреевна Стажкова: «Ох, и насмотрелись мы блуду».Были и дальнейшие комментарии и других жителей, но самые мягкие из них: « Да чиновники создавали новый район, новые места, что бы на фронт не ходить»(Луковецкий Ю.В.). К безусловным минусам относится и то, районные здание не строились, использовали имеющиеся здания и постройки: школа с. Семион – флигель для НКВД, дом учительницы Е.В. Панфиловой – для РОНО. А если не хватало, то свозили дома бывавших помещиков: дом зарановского помещика Бибикова – для нужд РИКа, РК ВКП /б/, то есть уже достаточно обветшалый жилищный фонд.
    Так или иначе, семионовцы даже теперь на все события смотрят сквозь призму района – «а вот у нас раньше порою по три сеанса кино было на дню – один для детей, другие два для взрослых». Здание СДК не могло в 40-50 е г.г. вместить желающих, хотя занимало самое большое здание в селе – церковь Симеона Столпника.
    «Колхоз имени Степана Разина»

    Колхоз был образован в 1929 году. Колхоз был создан из 33 семей, которые сложились своими хозяйствами и земельными паями. Работали дружно, споро. Председательь хоть был и не местный, Бирюков, но семионовцев знал отлично, сам с соседнего Курбатова, был доволен делами колхоза. Но в феврале 1931 года уполномоченный из района – Кораблинского, входящего теперь в Рязанскую область, приехав в феврале на колхозное собрание, объявляет, что в колхозе пригрелись «кулаки», и в целом колхоз проводит «кулацкую» линию. Колхоз был распущен, «очищен» от кулаков – примерно 10 семей из Семиона подверглись раскулачиванию и принудительному выселению из села: в из числе торговец Невзоровов, Кривошеины, Герасимовы… Одних за капитал, других за излишек лошадей, хотя занимались они извозом, тем и жили. Другие – Герасимов («Гераська») за то что имел маслобойку, пятистенный дом. Другие аргументы – трудолюбие, умение, талант этих людей – в расчет не принимались.
    К 1936 году единоличников в Семионе, по словам старых жителей, не осталось, кроме шорников и старого кузнеца. Колхоз сразу же выгодно отличался от других колхозов- земель своих не много, но и колхозников тоже не много, культура растениеводства и животноводства были очень высокими. Малоземелье способствовало и тому, что до 40 годов колхоз практически обходился без разорительной помощи МТС – только своей лошадиной тягой.
    Наивысшего своего расцвета колхоз им. Ст. Разина достиг на стыке 30-40 х годов, когда во главе колхоза стал Кошкин И.А.
    «История села Семион на основе личных записей Александрова Е.»
    Село Семион ведомства государственной коллегии, крестьяне с вырезанными в двух местах церковными землями.
    Число дворов – 77;
    Лиц мужского пола – 235;
    Лиц женского пола – 200;
    Подушный надел – 41 саж.;
    Всего десятин – 540;
    Пашни – 782 десят. 2145 саж.;
    Покосов – 174 десят.;
    Леса – 269 десят 676 саж.;
    Неудобного леса 35 десят. 510 саж.;
    Всего земли за селом 1322 десят. 510 саж.;
    У реки Проня, направо безымянного овражка, на левой стороне, напрямки к ручью, расположена деревянная церковь Симеона Столпника, вырезанные черновые земли, на суходоле земля – чернозем, хлеб и покосы хорошие, лес дровяной, крестьяне казенного оброка.

    «1806 год. По Барановичу материалы для географии и статистики России»

    С. Семион – 185 дворов: лиц муж.пола – 595 чел., жен.пола – 596 чел. (церковь);
    С. Лисуново (стоит на прудах), дворов - 119: лиц муж.пола – 362, жен.пола – 326 (кожевенный завод);
    С. Троица – 290 дворов: лиц муж.пола – 984, женн.пола – 983 (сельское управление);
    С. Пустотино – 259 дворов: лиц муж.пола – 963, жкнюпола – 962;
    С. Незнаново – 261 двор: лиц муж.пола – 1211, жен.пола – 1214;
    С. Пехлец - 58 дворов: лиц муж.пола – 248, жен.пола – 250;
    С. Столбцы – 190 дворов: лиц муж.пола – 471, жен. Пола – 591 (базар, ярмарки);
    С. Коленцы – 101 двор: лиц муж.пола – 527, жен.пола – 574 (чесальная фабрика).
     
    «Семион. Август 1964 года»

    В болоте Ганино(низина между речкой и церковь. Прим. Ред.), возле родника, обнаружен сруб колодца и следы деревянной постройки. Здесь же подобрана керамика с линейным, волнистым орнаментом и гладкая. Найден осколок красного кирпича, толщиной 7 см, шириной 14 см(длина не известна), кованный гвоздь, длинной 12,5 см, шляпка круглая, рядом с родником найдены 4 нуклеуса, один, очень похожий на скребок, имеет обработку режущей части. Недалеко от Попова ручья, Ближе к обрыву найдена бронзовая поделка(возможно медная), напоминающая смятый ковш-лошку небольших размеров.
    В овраге Лоск(сейчас здесь банный пруд. Прим. Ред.), возле прудка, Фролов В.И. нашел каменный топор, который был передан Бирюкову и Амосову(старшим). Дальнейшая судьба топора не известна.
    Северная часть Самары, от клетки, где жил Смирнов Петр, называлась Ребровка, а сама северная часть, к мельнице, Юрьней; улица к Самаре называлась крючок. 
     
    «Семион 02.10.1964. История, рассказанная Панфиловым дедом Кузьмой»

    Было это в 30-31 годах, когда еще только произошло объеденение колхозов. До этого в Семионе существовало, несколько колхозов по улицам Нахаловка, Голожопка, Крючок, Самара, Новопорядок, Можары.
    Названия у колхоза еще не было. Как-то первые объединенные колхозники ехали с полевых работ и поднимались по дороге на Семион с Лугов. На бугре стоя Колчин Степан и вдруг запел песню про Степана Разина, ее подхватили, а после в шутку стали называться в честь Степана Разина, теперь уже не в шутку, а всерьез. Тем более что в былые времена из Семиона народ уходил в казаки, и при восстании многие были в его отряде.
    «Семион 26.01.1965 г.»

    1. В с. Семионе выборный праздник Боголюбская Божья Мать, он выбран во время холерного бунта в 1848 г.
    2. Симеон-Столпник празднуется 14 сентября.
    3. Юрьня – местечко, где находится мельница.
    4. 20-30 г.г. семионовцы ездили в среднюю Азию на заработки, в частности в Бухару, после чего начали строить каменные дома.
    5. Иван Невзоров имел лавку и жил там, где в последствии поселился Клучничкин.
    6. Митрохин александр имел лавку и жил там, где был госбанк.
    7. В 1905 г. Была построена каменная школа, до этого школа была деревянная возле церкви и памятника. Новое строительство шклы было в 1936 году.
    8. В 1887-1891 г.г. в Семионе насчитывалось 1168 человек. Число душ, получивших надел по уставной грамоте или ранее уже владевших землей – 565 чел., домохозяев – 217 чел. , мужчин занимавшихся охотным промыслом – 218 чел. Надельной земли на душу приходилось 2,9 десятин, а число семей, владевших собственной землей 58, 42 семьи землю арендовали. Очень многие не имели лошадей, их число к домохозяевам составляло 51,3 %, 32,9 % семей не имело коров. Ни коров, ни лошадей не имело 79 семей, т.е. 30 %.
    На 1 января 1905 года число дворов – 258, населения мужского пола – 809. В селе имеется каменная школа, две ветряные мельницы, более 30 % взрослых мужчин занимаются охотничьим промыслом, плотничеством.
    В 1928 году образовался колхоз имени Степана Разин, за ним числилось 206 га земли, а в 1935 году – 1898 га земли.
    За период 1941-1945 г.г. в фонд обороны сдано 42500 пудов зерна, на изготовление танков и самолетов колхозники внесли 536 тонн рублей.

    В 1967 году при посадке саженцев возле школы, юго-восточнее церкви (50 м) заложен шурф №1, на глубине 40 см обнаружен горелый слой толщиной 20 см, под ним два белых камня, лежащих друг на друге, под камнями глина. В горелом слое найдены осколки горшков в смоле и без смолы со славянским орнаментом и кусок мрамора, перед этим слоем на глубине 25 см находится еще один, толщиной 5 см, состав которого – горелое дерево, не исключено, что перед нами остатки укреплений.
    В том же году межу памятником и церковью заложен шурф №2, толщина культурного слоя 1,1-1,2 метра. Наверху в 30-40 см находятся следы постройки 19 века. Старожилы говорят что здесь находилась церковно-приходская школа, следующий слой (от 40-95 см) богат находками керамики славянского типа. Нижний слой, (от 95 см до 120 см) содержит в себе»рогожный» орнамент, смешанный с славянским орнаментом.
    Летом 1971 года при рытье траншеи затронут вал, а в нем остатки укрепления колодно-срубового типа.
    Некоторые старожилы говорят, что на месте школьного сада было болото, а между старым зданием магазина, церковью и школой была большая яма.
     
    14 мая 1973 года. В результате оползней подобрано 24 осколка керамики, из них 16 без орнамента, преимущественно белого цвета, из них 3 венчика, толщина стенок 5-7 мм. Под речкой, в Каменцах, найден глиняный осколок белого цвета от сковородки.
    15 мая 1973 года. В результате оползней найдено 8 осколков, из них 2 без орнамента, белого цвета, толщиной 5,7 мм, 9 с линейчатым орнаментом, 2 белых и один черный, с толщиной стенок 4,-5 мм.
    Сентябрь 1973 года. У пекарни около оврага подобрано несколько кусков керамики славянского типа с линейчатым орнаментом, с волнистым и гладким
    22 апреля 1975 года. На кладбище взял с креста икону из красной меди, складень у которой нет левого крыла.
    08 июня 1975 года. При обработке своего огорода нашел наконечник копья, кремневый. Одна сторона гладкая, противоположная немного ребристая с отщепами, длина 85 мм, ширина 42 мм, толщина до 7 мм. 
     
    Категория: Мои статьи | Добавил: Producer (11.09.2011)
    Просмотров: 5643 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 4.6/5 |
    Всего комментариев: 3
    3 синолог  
    1
    Дорогие семионовцы (симеоновцы) и все, кто любит Симеон! С праздником Вас! Как говорила моя бабушка, "Семин день" - лучший праздник села!

    2 Сорокин  
    0
    Да, чуть не забыл...Всех односельчан с церковным новолетием и с праздником преподобного Симеона Столпника (459г.) в честь которого названо наше село!!! biggrin

    1 Сорокин  
    0
    За период 1941-1945 г.г. в фонд обороны сдано 42500 пудов зерна, на изготовление танков и самолетов колхозники внесли 536 тонн рублей. biggrin
    Классная статья, в общем...но многое надо исправлять, как в тексте так и по достоверности фактов. А вообще это свежая струя знаний для тех кто по истории Симеона не знал ваще ни чего. Отдельное спасибо Пономаревой Тамаре за доставку журнала до Москвы!

    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]