Введение.
На высоком правом берегу реки Прони раскинулось старинное русское село Семион. Это село известно по всей Рязанщине: здесь родились и выросли два героя Советского Союза – А.Л. Зубкова и И.П. Гусев, заслуженный артист РСФСР М.В. Брылкин… Строгость прямых длинных улиц, кипень садов по весне, особенности истории этого село – вот его визитная карточка. История села Семиона достойна уважения, и в этом труде мы постараемся осветить 300-летнюю историю этого славного села.
На территории же самого с. Семиона ранние следы пребывания славян относятся к середине ХIV в., об этом свидетельствуют находки золотоордынских дирхем времен хана Джанибека, Угулбека, Токтамыша и др. Судя по всему селище на месте будущего Семиона было что-то типа торговой факторией, т.е. местом торговли, о чем, кроме монет XIV века, свидетельствуют находки чашек весов, гирек и т.п. Таким образом, в период с V века и по XVII века с разной степенью интенсивности будущее село Семион Развивалось вместе с сопутствующими поселениями-деревеньками.
Глава 1. «Первые поселения на территории с. Семион и его окрестностей»
Присутствие и деятельность первых людей на данной территории относится к эпохе энеолита(медно-каменный век). Об этом свидетельствуют многочисленные находки, часть которых находится в коллекции Семионовской школы: каменный наконечник копья, каменный наконечник стрелы, топор балановского типа, другая часть находится в Кораблинском краеведческом музее. Начавшаяся примерно в середине 2 тысячелетия до нашей эры эпоха энеолита перешла в железный век, в данной местности относящейся по времени к середине 1 тысячелетия до нашей эры. Местные финно-угорские племена занимались пашенным земледелием по долинам рек, скотоводством, ремеслами, охотой и рыболовством. На территории села Семион зафиксировано мордовское(финно-угорское) городище – Красная Горка, подъемный археологический матриал с которого, в частности рогожно-сетчатая керамика, свидетельствуют о природе существования данного городища с V до IX вв. В ходе колонизации Поочья славяне-вятичи проникли и на территорию по течению реки Прони, где, вытеснив местное племя мордовы – эрзи на восток, за течение реки Рановы, сели на земли по реке Проне. Многие исследователи считают, что имели место и ассимиляционные процессы между финно-уграми(в данном случае с мордвой) и пришедшими сюда славянами-вятечами. Несомненно, старейшим археологическим памятником раннего заселения славянами территории Припронья является городище Толпинское, наверняка построенное на месте древне мордовского капища.
Глава II. «Первое официальное упоминание о селе Семион. Происхождени топонима «Семион».
Свое название Семион получил в XVII веке, по крайней мере, первое упоминание о селе Симеон, как о селе, принадлежащему Симеоновскому мужскому монастырю, дается в жалованной грамоте от имени Михаила Федоровича, первого царя династии Романовых, в 1624 году. В жалованной грамоте Симеоновскому монастырю были даны все «вотчины и селища, со всякими угодьями, что издавна к этому монастырю тянуло», т.е.: здесь нет конкретных названий этих селищ, вотчин, а есть только название монастыря. Спустя 60 лет в жалаваной грамоте уже другого Романова Федора Алексеевича от 9 января 1682 года говорится о приписании Симеоновского монастыря к Ново-Иерусалимскому монастырю на реке Истра. По описи составленной в том же году подъячим Иваном Бахтеревым, в Симеоновском монастыре «церковь во имя Симеона Столпника древеня клецки значится построенного в 1679 году июля в день». В вотчинах Семионовского монастыря к концу 17 века состояли: Село Симеон, в котором было 44 двора, а людей в них 105 человек, селище Ермолаевское, деревня Корякина и деревня Юрина. Все крестьяне стали монастырскими, т.е. числились за монастырем, отрабатывали барщину на монастырской земле и платили оброк(налог) ему же. В эпоху петровских реформ, когда многие монастыри лишались своих богатств, а порой и статуса, закончил свою историю Симеоновский мужской монастырь-1724 году. В этом году оставшиеся 3 инока были переведены в Старочернеев монастырь. Так, в течении ста лет совего существования, мужской монастырь дал название одному из самых крупных селищ – Симеон.
«Былина о возникновении села Семион, рассказанная Панфиловым Кузьмой 87 лет в 1968 году и дополненная Стрекаловой Анной 79 лет в 1970 году»
Жил-был один купец одинокий. Плыл он однажды по реке и встретил старца в лохмотьях, гутарить зачал, совета спрошать, как с грехами жить. Молвил старче: «Не печалься, спать ложись, и во сне что привидится – наяву сотвори по любу месту тебе». Лег купец, спит – не спит, как наяву видение глаголющее: «Сотвори господу дом на земле» - с тем и проснулся. Много странствовал купец по земле и не как не находил подходящего места. Плыл как то по реке Проня, устал, подплыл к берегу, лег на траву отдыхать. Когда же утром он проснулся, то увидел, что кругом лежит равнина с мелколесьем, рядом бежит ручей, а далее – крутой высокий подъем, поросший лесом. Решил купец, что здесь надо монастырь ставить, да на равнине сад разбивать – вот где богу молиться. Поставили на пригорке монастырь и нарекли Симеон Столпник. Потянулся туда народ, стал селиться у монастыря, семь сел вокруг образовалось, которые потом объединились в одно и стало называться по имени монастыря – Симеон.
Глава III. «Развитие села в период XIX в.»
Если в вотчинах Симеоновского монастыря насчитывалось 44 двора при 105 душах, то к середине XIX века (по данным переписи 1887-1891 гг), населения уже насчитывалось 1168 человек, из них число душ, получивших надел по уставной грамоте или владельческой записи – 565, домохозяев – 277 мужчин, занимающихся отхожими промыслами – 218 человек. Надельной земли на душу приходилось 2,9 десятины (около 3,5 га), а число семей, владеющих собственной землей – 58. 42 семьи землю арендовали. Больше половины 51,3 % семей не имели лошадей, 32,9 % семей не имели коров. А 79 семей не имели ни коров, ни лошадей – фактическая каждая третья. Однако следует учитывать и то, что и в XVIII в. Очень многие симеоновцы в основном жили за счет отхожих промыслов, главным образом плотницкое дело. К подсобным промыслам следует отнести охоту и рыболовство – 30 % взрослых мужчин занимались этим при случае. При определении исторической правды, как жили симеоновцы, уже к концу XIX века характерен такой факт – из 277 домов лишь 2 двора топились «по-белому» - т.е. с трубой, а остальные «по-черному». Вообще поражает в статданных от 1887 – 1891 гг малое количество пахотной и пастбищной земли на душу. Это количество значительно меньше, чем в окружающих селениях, что предопределило такое явление как отходничество. Симеоновские плотники в географии своей работы достигали станцию Сучань в Приморье, Кушка на юге, Рига – на северо-западе, уж не говоря о Москве и Санкт-Петербурге. Малоземелье, которое подвигло местное население на отхожие промыслы – еще одна характерная особенность истории с. Семион. Отходники, кстати, уходили после праздника Святой Екатерины, Екатерины – санницы, так зовут в народе этот праздник, когда были закончены все с/х работы, а возвращались, кому как повезет с контрактом, кто весной, кто к севу, а обычно уже глубокой осенью… Так что, вся тяжесть с/х работ ложилась на плечи стариков, женщин и подростков до 15 лет. Потому-то, после 15 уже брали в отход –«пробовали». Традиции отходничества сохранялись и в годы Советской власти: строили и на Украине, и в Средней Азии.
Глава IV «Семион в XX веке».
XX век Семион встретил в горе и печали – Семион отстраивался после страшного пожара 1899 года, когда выгорело почти все село – соломенные крыши, бревенчатые стены, теснота, скученность – все это способствовало этому пожару. Уездный староста Поликашин строго-настрого запретил старую хаотичную застройку села – село было отстроено по строгому линейному плану – оно образует три главные параллельные улицы – Набережная (Можары), Центральная, Садовая, которая исторически делится на несколько частей, и две перпендикулярно расположенные улицы – Нахаловка и Крючок (воспроизводятся старые названия улиц. Прим. Ред.). Ныне улица Садовая носит имя уроженки с. Семиона, Героя Советского Союза А.Л. Зубковой, Нахаловка носит название Пролетарской, другая часть ее – имя И.П. Гусева, еще одного выходца с. Семион, Героя Советского Союза. В 2005 году улица Центральная была переименована в ул. Стрекалова Г.М. Стрекалов – летчик-космонавт, дважды Герой Советского Союза, наш земляк. Улицы делились на «клетки», которые в свою очередь разделялись переулками – «прожогами». В «клетках» обычно было 7, максимум 10 домов, которые могли выгореть, поскольку опять вплотную стояли друг к другу.
«События 1905-1907 г.г. в Семионе»
В Воспоминаниях С.Г. Струмилина, будущего академика, Героя Соц. Труда, уроженца г. Рязани, есть такие строчки: «Сын рядового крестьянина-хлебороба, Максим Лаврентьевич Кастрикин усердной учебой добился посылки из Семиона (так у Струмилина) в Рязанскую учительскую семинарию, откуда, нахватавшись революционного духа, вернулся уже в роли народного учителя в родное село. Как просвещал своих односельчан Максим, я в точности не знаю. Но знаю, что 1905 году его село оказалось одним из наиболее активных, очагом революционного крестьянства». Осенью 1906 года новый пожар заполыхал в Семионе, горел кабак, который был на откупе у местного священника и дьячка. До этого собравшись на тайном сходе, крестьяне решили спалить кабак. Мы, не знаем какая была мотивация, то ли не совместимость священного сана и такой промысел, то ли от того, что священник слишком по высокой цене брал за аренду земли. Тайно выбрали исполнителя, и когда ветер дул в сторону от села, по сухой траве пустили пал, и деревянное строение кабака загорелось… Дознание ни к чему не привело, но для острастки арестовали в 1906 году несколько человек. Среди них был Алексей Шершаков, молодой человек, Семионовец, вернувшийся с отхода, до этого закончивший курс художественного и изобразительного искусства И.Е. Репина. Он приехал для того, чтобы отремонтировать дом своих родителей. Да и был арестован уездной полицией. Грешок за ним был – сочувствовал эсерам, пропаганду-агитацию проводил – и за это угодил в ссылку в Вологодскую губернию.
«Образование Семионовского района. 1944 – 1956 г.г.»
Постановлением Президиума Верховного совета РСФСР от 1 марта 1944 года был организован Семионовский район, один из пяти новых районов в составе Рязанской области. Так, благодаря неграмотно оформленной заявке-документации, было изменено название Симеон на Семион (ставлю под сомнение, т.к. на картах более раннего времени значится «Семiон». Прим. Ред.). До этого Симеон входил в Ряжский уезд Рязанской губернии. В 1929 г – в Рязанский округ, Кораблинского р-на, Московской области, в 1937 – в Кораблинский р-он, но Рязанской области, и вот теперь, с 1944 года, Семионовский р-он той же Рязанской области. Район дал свои плюсы и минусу. Естественно, повышение статуса села привело к повышению авторитета, заметно активизировало экономическую, культурную, социальную жизнь с. Семион. Школа, которая была открыта в 1880 году как трехлетняя земская, в период советской власти трансформировалась в 7-летнюю (ШКМ – школу колхозной молодежи) в 1934 году, а в годы, когда «пришел» район, стала средней – 1944 г. Но были и свои минусы: вплотную столкнувшись с властедержащими, семионовцы не смогли сдержать своего разочарования. Как вспоминала жительница села Анна Андреевна Стажкова: «Ох, и насмотрелись мы блуду».Были и дальнейшие комментарии и других жителей, но самые мягкие из них: « Да чиновники создавали новый район, новые места, что бы на фронт не ходить»(Луковецкий Ю.В.). К безусловным минусам относится и то, районные здание не строились, использовали имеющиеся здания и постройки: школа с. Семион – флигель для НКВД, дом учительницы Е.В. Панфиловой – для РОНО. А если не хватало, то свозили дома бывавших помещиков: дом зарановского помещика Бибикова – для нужд РИКа, РК ВКП /б/, то есть уже достаточно обветшалый жилищный фонд. Так или иначе, семионовцы даже теперь на все события смотрят сквозь призму района – «а вот у нас раньше порою по три сеанса кино было на дню – один для детей, другие два для взрослых». Здание СДК не могло в 40-50 е г.г. вместить желающих, хотя занимало самое большое здание в селе – церковь Симеона Столпника.
«Колхоз имени Степана Разина»
Колхоз был образован в 1929 году. Колхоз был создан из 33 семей, которые сложились своими хозяйствами и земельными паями. Работали дружно, споро. Председательь хоть был и не местный, Бирюков, но семионовцев знал отлично, сам с соседнего Курбатова, был доволен делами колхоза. Но в феврале 1931 года уполномоченный из района – Кораблинского, входящего теперь в Рязанскую область, приехав в феврале на колхозное собрание, объявляет, что в колхозе пригрелись «кулаки», и в целом колхоз проводит «кулацкую» линию. Колхоз был распущен, «очищен» от кулаков – примерно 10 семей из Семиона подверглись раскулачиванию и принудительному выселению из села: в из числе торговец Невзоровов, Кривошеины, Герасимовы… Одних за капитал, других за излишек лошадей, хотя занимались они извозом, тем и жили. Другие – Герасимов («Гераська») за то что имел маслобойку, пятистенный дом. Другие аргументы – трудолюбие, умение, талант этих людей – в расчет не принимались. К 1936 году единоличников в Семионе, по словам старых жителей, не осталось, кроме шорников и старого кузнеца. Колхоз сразу же выгодно отличался от других колхозов- земель своих не много, но и колхозников тоже не много, культура растениеводства и животноводства были очень высокими. Малоземелье способствовало и тому, что до 40 годов колхоз практически обходился без разорительной помощи МТС – только своей лошадиной тягой. Наивысшего своего расцвета колхоз им. Ст. Разина достиг на стыке 30-40 х годов, когда во главе колхоза стал Кошкин И.А.
«История села Семион на основе личных записей Александрова Е.»
Село Семион ведомства государственной коллегии, крестьяне с вырезанными в двух местах церковными землями. Число дворов – 77; Лиц мужского пола – 235; Лиц женского пола – 200; Подушный надел – 41 саж.; Всего десятин – 540; Пашни – 782 десят. 2145 саж.; Покосов – 174 десят.; Леса – 269 десят 676 саж.; Неудобного леса 35 десят. 510 саж.; Всего земли за селом 1322 десят. 510 саж.;
У реки Проня, направо безымянного овражка, на левой стороне, напрямки к ручью, расположена деревянная церковь Симеона Столпника, вырезанные черновые земли, на суходоле земля – чернозем, хлеб и покосы хорошие, лес дровяной, крестьяне казенного оброка.
«1806 год. По Барановичу материалы для географии и статистики России»
С. Семион – 185 дворов: лиц муж.пола – 595 чел., жен.пола – 596 чел. (церковь); С. Лисуново (стоит на прудах), дворов - 119: лиц муж.пола – 362, жен.пола – 326 (кожевенный завод); С. Троица – 290 дворов: лиц муж.пола – 984, женн.пола – 983 (сельское управление); С. Пустотино – 259 дворов: лиц муж.пола – 963, жкнюпола – 962; С. Незнаново – 261 двор: лиц муж.пола – 1211, жен.пола – 1214; С. Пехлец - 58 дворов: лиц муж.пола – 248, жен.пола – 250; С. Столбцы – 190 дворов: лиц муж.пола – 471, жен. Пола – 591 (базар, ярмарки); С. Коленцы – 101 двор: лиц муж.пола – 527, жен.пола – 574 (чесальная фабрика).
«Семион. Август 1964 года»
В болоте Ганино(низина между речкой и церковь. Прим. Ред.), возле родника, обнаружен сруб колодца и следы деревянной постройки. Здесь же подобрана керамика с линейным, волнистым орнаментом и гладкая. Найден осколок красного кирпича, толщиной 7 см, шириной 14 см(длина не известна), кованный гвоздь, длинной 12,5 см, шляпка круглая, рядом с родником найдены 4 нуклеуса, один, очень похожий на скребок, имеет обработку режущей части. Недалеко от Попова ручья, Ближе к обрыву найдена бронзовая поделка(возможно медная), напоминающая смятый ковш-лошку небольших размеров. В овраге Лоск(сейчас здесь банный пруд. Прим. Ред.), возле прудка, Фролов В.И. нашел каменный топор, который был передан Бирюкову и Амосову(старшим). Дальнейшая судьба топора не известна. Северная часть Самары, от клетки, где жил Смирнов Петр, называлась Ребровка, а сама северная часть, к мельнице, Юрьней; улица к Самаре называлась крючок. «Семион 02.10.1964. История, рассказанная Панфиловым дедом Кузьмой»
Было это в 30-31 годах, когда еще только произошло объеденение колхозов. До этого в Семионе существовало, несколько колхозов по улицам Нахаловка, Голожопка, Крючок, Самара, Новопорядок, Можары. Названия у колхоза еще не было. Как-то первые объединенные колхозники ехали с полевых работ и поднимались по дороге на Семион с Лугов. На бугре стоя Колчин Степан и вдруг запел песню про Степана Разина, ее подхватили, а после в шутку стали называться в честь Степана Разина, теперь уже не в шутку, а всерьез. Тем более что в былые времена из Семиона народ уходил в казаки, и при восстании многие были в его отряде.
«Семион 26.01.1965 г.»
1. В с. Семионе выборный праздник Боголюбская Божья Мать, он выбран во время холерного бунта в 1848 г. 2. Симеон-Столпник празднуется 14 сентября. 3. Юрьня – местечко, где находится мельница. 4. 20-30 г.г. семионовцы ездили в среднюю Азию на заработки, в частности в Бухару, после чего начали строить каменные дома. 5. Иван Невзоров имел лавку и жил там, где в последствии поселился Клучничкин. 6. Митрохин александр имел лавку и жил там, где был госбанк. 7. В 1905 г. Была построена каменная школа, до этого школа была деревянная возле церкви и памятника. Новое строительство шклы было в 1936 году. 8. В 1887-1891 г.г. в Семионе насчитывалось 1168 человек. Число душ, получивших надел по уставной грамоте или ранее уже владевших землей – 565 чел., домохозяев – 217 чел. , мужчин занимавшихся охотным промыслом – 218 чел. Надельной земли на душу приходилось 2,9 десятин, а число семей, владевших собственной землей 58, 42 семьи землю арендовали. Очень многие не имели лошадей, их число к домохозяевам составляло 51,3 %, 32,9 % семей не имело коров. Ни коров, ни лошадей не имело 79 семей, т.е. 30 %. На 1 января 1905 года число дворов – 258, населения мужского пола – 809. В селе имеется каменная школа, две ветряные мельницы, более 30 % взрослых мужчин занимаются охотничьим промыслом, плотничеством. В 1928 году образовался колхоз имени Степана Разин, за ним числилось 206 га земли, а в 1935 году – 1898 га земли. За период 1941-1945 г.г. в фонд обороны сдано 42500 пудов зерна, на изготовление танков и самолетов колхозники внесли 536 тонн рублей.
В 1967 году при посадке саженцев возле школы, юго-восточнее церкви (50 м) заложен шурф №1, на глубине 40 см обнаружен горелый слой толщиной 20 см, под ним два белых камня, лежащих друг на друге, под камнями глина. В горелом слое найдены осколки горшков в смоле и без смолы со славянским орнаментом и кусок мрамора, перед этим слоем на глубине 25 см находится еще один, толщиной 5 см, состав которого – горелое дерево, не исключено, что перед нами остатки укреплений. В том же году межу памятником и церковью заложен шурф №2, толщина культурного слоя 1,1-1,2 метра. Наверху в 30-40 см находятся следы постройки 19 века. Старожилы говорят что здесь находилась церковно-приходская школа, следующий слой (от 40-95 см) богат находками керамики славянского типа. Нижний слой, (от 95 см до 120 см) содержит в себе»рогожный» орнамент, смешанный с славянским орнаментом. Летом 1971 года при рытье траншеи затронут вал, а в нем остатки укрепления колодно-срубового типа. Некоторые старожилы говорят, что на месте школьного сада было болото, а между старым зданием магазина, церковью и школой была большая яма.
14 мая 1973 года. В результате оползней подобрано 24 осколка керамики, из них 16 без орнамента, преимущественно белого цвета, из них 3 венчика, толщина стенок 5-7 мм. Под речкой, в Каменцах, найден глиняный осколок белого цвета от сковородки. 15 мая 1973 года. В результате оползней найдено 8 осколков, из них 2 без орнамента, белого цвета, толщиной 5,7 мм, 9 с линейчатым орнаментом, 2 белых и один черный, с толщиной стенок 4,-5 мм. Сентябрь 1973 года. У пекарни около оврага подобрано несколько кусков керамики славянского типа с линейчатым орнаментом, с волнистым и гладким 22 апреля 1975 года. На кладбище взял с креста икону из красной меди, складень у которой нет левого крыла. 08 июня 1975 года. При обработке своего огорода нашел наконечник копья, кремневый. Одна сторона гладкая, противоположная немного ребристая с отщепами, длина 85 мм, ширина 42 мм, толщина до 7 мм.
|